Новости

Сведения об образовательной организации

Общефакультетские кафедры

Факультет биотехнологий и агрономии

Инженерный факультет

Экономический факультет

Факультет ветеринарной медицины и зоотехнии

Образовательная деятельность

Наука и инновации

Воспитательная и социальная работа

Научная библиотека Дополнительное образование Важные ссылки Контакты
Архив новостей
В виде календаря
«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Главная страница » СМИ о нас » Легенда агроинженерной науки
Легенда агроинженерной науки
Дата: 25 декабря 2018 | Категория: СМИ о нас
Легенда агроинженерной наукиЧувашия известна целой плеядой ученых-аграриев, в разные годы трудившихся в Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. И одно из наиболее ярких имен в ней — профессор Владимир Иванович Медведев, который по праву считается одним из организаторов высшего инженерного образования в республике.

Сегодня Владимиру Ивановичу исполняется 90 лет. Встречает он этот серьезный рубеж на своем прежнем многолетнем посту — профессора кафедры «Транспортно-технологические машины и комплексы» инженерного факультета Чувашской сельхозакадемии.

На работу Владимир Иванович ходит пешком из дома, что в километре на ул. Дзержинского. И на нашу встречу в академии прибыл тем же маршрутом. «О рыбалке расскажите, — просит советник ректора академии Александр Акимов. — Владимир Иванович по жизни страстный рыбак». «Да какой рыбак — года три уже не сидел с удочкой…» — отвечает профессор.

Сразу удивила ясность мысли и память ученого. Володя Медведев появился на свет 25 декабря 1928 года в селе с трогательным названием Сестры Ивантеевского района Саратовской области. Детство пришлось на суровые военные годы. Каждое лето в каникулы вместе со взрослыми механизаторами поднимался на «капитанский мостик» комбайна в качестве помощника. В 1947 году окончил Ивантеевскую среднюю школу и поступил в Саратовский институт механизации и электрификации сельского хозяйства.

По окончании учебы в 1952 году был направлен в распоряжение Министерства сельского хозяйства Татарской АССР, где сначала работал инженером областного управления сельского хозяйства, затем — инструктором Татарского крайкома ВЛКСМ.

АНДРЕЙ МАКУШЕВ, ректор Чувашской сельскохозяйственной академии:
— Можно приобрести суперсовременнное оборудование и технологии, построить и оснастить чудо-учебные корпуса, но нельзя заложить традиции инженерного образования без таких как профессор Медведев. В этом его значимость не только для нашего вуза, но и для всей республики.
Профессор Медведев и сегодня на боевом посту — состоит в диссертационном совете, ведет занятия со студентами, входит в ученый совет факультета. Вся жизнь Владимира Ивановича — это духовно-нравственный ориентир для не одного поколения его учеников, ученых, нынешних студентов.


В 1953-м начал преподавать в Казанском сельхозинституте. Одним из его студентов был первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

— Группу студентов, где был и Минтимер, я возил на целину, — вспоминает Владимир Иванович. — Шаймиев вошел в первый выпуск инженерного факультета института. Впоследствии не забывал поздравлять меня с днем рождения.

Природная пытливость ума, склонность к исследованиям проявились у Владимира еще на студенческой скамье. Первым плодом научных изысканий молодого ученого становится защита в 1962 году диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Через год он избирается заведующим только что открытой кафедры «Тракторы и автомобили» в Чувашском сельскохозяйственном институте.

На завкафедрой, помимо организации учебного процесса, свалилась масса всяческих других забот. Поступило поручение на всех трех факультетах института организовать учебный полигон на территории учебно-опытного хозяйства. Одновременно надо было укреплять учебную базу кафедры. Это сейчас вуз располагается в современнейших корпусах, а тогда под лаборатории отвели подвальное помещение, которое до этого использовалось как танцевальный зал.

Сотрудники кафедры во главе с заведующим разработали проект лабораторий, а затем совместно с хозяйственной частью и силами преподавателей, мастеров, лаборантов и студентов оборудовали 6 лабораторных кабинетов. По эскизным проектам Медведева построили два павильона — для хранения техники и для научно-учебных целей. Уже к 1965 году кафедра располагала всеми необходимыми учебно-наглядными пособиями, разрезами основных марок тракторов, а также парком машин для учебных занятий, подготовки шоферов-любителей и трактористов-машинистов широкого профиля. А годы со дня основания кафедры был создан современный комплекс контрольно-измерительного оборудования для проведения лабораторно-полевых испытаний модельных образцов рабочих органов и орудий.

АЛЕКСАНДР АКИМОВ, профессор, заслуженный работник высшей школы России, заслуженный работник образования Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашии, один из первых учеников Владимира Медведева:
— Я поступил в институт в 1964 году — год спустя после прихода Владимира Ивановича. Факультет механизации, открытый в 1961 году, только начинал развиваться, став, по сути, новой эрой в науке механизации сельского хозяйства. Владимир Иванович тут внес свою неоценимую лепту. Я, как ученик, вырос на том багаже. И дальше в своей научной работе опирался на экспериментальные данные в полной уверенности их надежности
.


В 1964 году Владимир Иванович определяет направления своих научно-исследовательских разработок. Главное из них было связано с необходимостью выявления способов и технических средств по повышению эффективности загрузки двигателей энергонасыщенных тракторов.

— Колесные тракторы имели серьезный изъян — при высокой нагрузке она с передних колес переходила на задние, поэтому во избежание потери управляемости машины на передний мост приходилось навешивать балласт, — доступно излагает предмет Владимир Иванович. — А это до 15 процентов дополнительной массы. И вот чтобы нивелировать этот недостаток, мы разработали рабочие органы плуга в комплексе с другими почвообрабатывающими орудиями, позволяющие за счет вращения дискового движителя создавать дополнительное толкающее усилие трактора. В результате мост значительно разгружался, управляемость улучшалась. То есть эти органы стали дополнительными движителями.

В 1967 году кафедра заключает договор с головным конструкторским бюро Липецкого тракторного завода на тему исследования возможностей расширения границ использования вала отбора мощности тракторов с различными сельскохозяйственными машинами, а в 1968 году — на тему исследования эффективности использования тракторов на пахоте плугами с активными рабочими органами-движителями. Это сотрудничество продолжалось до 1980 года, включая работы с экспериментальными интегральными тракторами ЛТЗ-100 и ЛТЗ-145.

В 1972 году доцент Медведев публикует монографию «Энергетика машинных агрегатов с рабочими органами-движителями», в которой обобщаются итоги предыдущей восьмилетней работы.

В 1977 году защищает докторскую диссертацию. Термин «рабочие органы-движители», впервые предложенный Медведевым, обретает мировое звучание. По этой тематике на кафедре были защищены 3 докторские диссертации и 9 — кандидатских. Получено более десятка авторских свидетельств на изобретения. Всего же под научным руководством профессора В.И. Медведева подготовлено 5 докторов и 16 кандидатов технических наук. Им получено более 50 патентов и авторских свидетельств.

В конце 1960-х годов зародилось тесное сотрудничество кафедр «Тракторы и автомобили» сельскохозяйственных вузов Поволжья и Предуралья. Стали регулярно проводиться научные конференции с участием известных ученых. Это была школа-кузница научных кадров, кандидатов и докторов наук. Ее влияние было настолько велико, что в нее начали входить кафедры тракторов и автомобилей сельскохозяйственных вузов других регионов СССР.

По результатам научных исследований сотрудниками кафедры опубликовано более 1000 научных работ, в том числе 25 монографий, книг, более 80 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Каждый третий преподаватель факультета с ученой степенью является выпускником кафедры «Автомобили и тракторы».
С 2001 года по настоящее время В.И. Медведев является профессором кафедры «Автомобили, тракторы и автомобильное хозяйство», переименованной затем в кафедру «Транспортно-технологические машины и комплексы», успешно продолжая совмещать учебную работу и руководство научной школой.

За заслуги в области образования В.И. Медведев удостоен почетных званий «Заслуженный работник высшей школы РФ», «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» и «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
В 2007 году В.И. Медведеву присуждена Государственная премия Чувашской Республики в области естественных и технических наук. Он награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР, медалью «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими медалями.
С 1996 года В.И. Медведев — действительный член Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. С 1985 по 2000 год являлся депутатом Верховного Совета Чувашской АССР, с 1979 по 1990 год — членом Высшей аттестационной комиссии (ВАК) СССР.


В 2018 году Владимир Иванович Медведев награжден медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой».

Вячеслав Иванов.
"Советская Чувашия", 25.12.2018
Ректор
ФГБОУ ВО
Чувашская ГСХА
Макушев Андрей Евгеньевич

Написать письмо

Испытательный лабораторный центр
Абитуриенту
Олимпиада
Агроклассы
Информация о вузе
Система дистанционного обучения
Международное образование
Информационно-консультационные бригады
Программы развития академии
Знаменитые выпускники
Вестник ЧГСХА (научный журнал)
Противодействие коррупции
ЧГСХА - территория здоровья
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО
Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования
Онлайн-оплата услуг
Антитеррористическая детельность
2012 © При использовании материалов портала ЧГСХА ссылка на www.чгсха.рф обязательна
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru